Колокола всегда окружал ореол таинственности. Их одухотворяли: крестили святой водой, даже давали имена. Именно на Руси были изготовлены самые большие в мире колокола. Секрет изготовления колоколов передавался из поколения в поколение. Утеря тайны изготовления колокола считалось огромным несчастием…
Колокольный звон с древних пор призывает людей к молитве. И как в жизни христианина есть разные поводы к молитве, так и звон колокола возвещает то о великом празднике, то скорбит вместе с нами об усопшем родственнике, то благовестит об уходящем дне.
Но, кроме того, в колокольном звоне есть нечто больше, чем только призыв к богослужению. Он не только оповещает о времени службы, но и психологически подготавливает христианина к ней и даже в некоторых случаях заменяет ее.
Онтологическое значение, придаваемое святому звуку, становится особенно очевидным в чине освящения колокола, где говорится даже о космическом действии священного звона. [1] “Общепризнанно, – говорит проф. М. Скабаланович, – что благодатное то действие, которое колокол оказывает на человеческую душу. Для отсутствующих на богослужении он некоторым образом заменяет последнее. Он собственно есть уже само богослужение, совершаемое звуками музыки”. [2]
Колокольный звон – “своего рода музыкальная проповедь, вынесенная за порог церкви; он возвещает о вере, о жизни, пронизанной ее светом, будит уснувшую совесть”. [3] Он, как уста церкви, которыми она сообщает и возбуждает чувства относительно разных церковных служб или действий в жизни человека. [4] Поэтому, призывая в храм на молитву, возвещая верующим о важнейших моментах богослужения, звон церковного колокола много способствует подъему религиозного усердия и благоговения молящихся. И не даром звуки церковного колокола называются “благовестом”. [5] “Услышав первый звук колокола, – говорит прот. Г. Дебольский, – православные христиане набожно осеняют себя крестным знаменем. Радостное умиление озаряет тогда их озабоченные лица, словно чей-то любимый, близкий родной голос обращается к ним”. [6] И действительно, этот “голос” колокола дорог и слишком знаком каждому христианину: он свидетель всей его жизни, уходящей с годами молодости и надвигающейся старости. Он приветствовал его и оглашал слух еще в детстве; он всегда в дни радости или в тяжелые минуты жизни призывает в храм помолиться и высказать свое горе. Этот колокол печальным своим перезвоном проводит христианина в жизнь вечную.
Даже Великопостный монотонный звон, психологически, много заключает в себе смысла для православного человека. “В темном задушевном одиноком и протяжном стенании великопостного колокола грешная душа человеческая слышит для себя род некоторого суда и приговора на духовную жизнь, и самый упорный грешник не может слушать его без смущения совести, – человек же благочестивый или по мало приходящий в сознание своей греховности ощущает в протяженном церковном благовесте краткое призвание к сердечному умилению”. [7]
В дни великих церковных праздников и религиозных торжеств церковный звон имеет особое психологическое значение. Так как он еще больше поднимает и усугубляет радость души христианина, торжественно настраивает его сердце и мысли. Вот, например, как описывает Степан Васильевич Смоленский впечатление величественного пасхального звона в Московском Кремле: “Здесь, в самом сердце, в самом “святое святых” России, тысячная толпа с замиранием сердца ждет первого удара в огромный колокол “Ивана Великого”… Надо быть в Москве, чтобы самому испытать величие этого ожидания. Тысячную толпу не слыхать, она совершенно умолкла. Молчит и вся Москва. Но вот раздался первый удар на Ивановской колокольне. Он дает сигнал всей Москве. Через пять, шесть секунд уже ударили все “сорок-сороков”. Звонят во все колокола с необычайной силой звука. В этой силе исчезает все: и начавшаяся пушечная пальба и пение хоров в появившихся крестных ходах, вздохи волнующейся мысли тысячей… Невольно вспоминаю, как взволновал меня, однажды встретившийся в эту минуту, незабываемый Иван Федорович Горбунов. Я слыхал и прежде, что великий артист-народник приезжал в Москву к этому дню каждый год, чтобы насладиться величественною красотою московских колоколов. На этот раз он стоял, наклонив голову, и сильно волновался, по его лицу текли слезы, и он нервно крестился; “замолчите” – крикнул он на каких-то соседей, осмелившихся заговорить между собой в такую истинно торжественною минуту…” [8]
Именно таким влиянием звуков церковного колокола на душу людей, можно объяснить существующий обычай среди русского народа совершать паломничества с целью насладиться музыкальным звоном славных колоколов.
Необходимо также отметить и тот факт, что современные исследования доказали, целительную способность колокольного звона, в результате чего появилось новое направление в медицине – звукотерапия. [9]
“Звуковая вибрация колокола обладает огромной очищающей силой. Сила звука и его чистота зависят от особого сплава, из которого изготовлен колокол. Вибрация многих русских колоколов способна проникать во внутреннюю структуру человека, очищая тем самым его энергетические каналы”. [10]
Торжественный звон церковного колокола и его неотразимое воздействие на душу людей – это предмет вдохновения весьма многих поэтов и писателей. Вспомним, например, стихотворение-элегию И. Козлова “Вечерний звон”. [11] Или стихотворение Некрасова “ Рыцарь на час”, где он описывает впечатление, произведенное на душу людей звуком церковного колокола среди ночной тишины. [12] Или рассказ Гаршина “Ночь”, где описывается случай, как молодой человек, во всем разочарованный и на всех в жизни озлобившийся, решился на самоубийство…Уже револьвер в его руках, – как вдруг раздается далекий, ясно дрожащий звук колокола… “Колокол”, – сказал он, удивившись, и положил револьвер. Неудержимой волной нахлынули на его душу теплые, живительные воспоминания, воскресли давно выброшенные из памяти дорогие образы, вспомнились забытые источники радости и наслаждений в жизни, поднято было потерянный якорь надежды на лучшее будущее, и жизнь проснувшейся христианской души была спасена. [13]
Путь в сокровенные тайны нравственной жизни человека не всегда бывает легкий. Но случается так, что звук церковного колокола пробуждает в душе человека воспоминания о Боге, Евангелии, Церкви, о нравственной ответственности и т. п., и этот, психологический момент становится началом его духовного возрождения. Такое действие колокольного звона на психологию человека засвидетельствовано историческими фактами. Вспомним, например, как царь Иван Грозный разрушил Новгород и затопил его в крови жителей, направлялся к Пскову, неся и ему ту же участь. В воскресное утро второй недели Великого поста, во время благовеста к литургии, подъезжал он к городу; колокольный звон псковских церквей на этот раз так глубоко подействовал на озлобленную душу Грозного царя, что он изменил себя: “Да престанут убийства”, – объявил он не столько окружающим его, сколько самому себе, и псковские жители были спасены от ужасной участи. [14]
Таким образом, колокол в жизни каждого человека отзывается чем-то особенным и таинственным. Он своим звучанием напоминает человеку о Боге и необходимости исполнения нравственного закона. И вовсе не случайно гонители Церкви Божей, в том числе и последних десятилетий прошедшего века, оскверняя святыню храма, в первую очередь срывали крест – главный символ нашей духовности и сбрасывали колокол – образ совести, что не даёт душе погрузиться в собственную тьму.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ И ПРИМЕЧАНИЯ
- Настольная книга священнослужителя. Т. 8 М. , 1988. С. 549
- Скабаланович М. проф. , Толковый Типикон. Вып. ІІ. К. , 1913. С.6.
- Мень А. прот., Православное богослужение: таинство, слово и образ. М., 1991. С. 12
- Новосад М. прот., Бесіда про зовнішній вигляд храму. // Православний вісник. 1989, №11. С. 14.
- см. Скабаланович М. проф. Указ. соч. С. 6-11.
- Дебольский Г. прот. Указ. соч С. 460.
- Руководство для сельских пастырей. Т. 1. 1900 // Об обрядах церковных, относящихся ко времени Великого поста. С. 296.
- Указ. соч. Т. 2. 1917 // О колокольном звоне в России. С. 294-295.
- Семенова А. Дорога к храму – дорога к здоровью. Санкт- Петербург, 2000. С. 69.
- Там же.С. 70.
- Козлов И. , Стихотворения. Т. 11. , Спб. , 1855. С. 111.
- Некрасов Н. А. Стихотворения. Ленинград, 1956.С. 282.
- Гаршин В. М. Рассказы. М. . 1977. С. 156-182.
- Карамзин. История Государства Российского. Гл. 3. С-Петербург, 1821. С. 153-154.
Прот. Александр Богданов ( викладач ВДС,кандидат богослов’я)
Переглядів: 220