Служба Часов в Православной Церкви


 

Название “Часов” издревле усвоено в христианской Церкви тому дневному богослужению, которое совершалось в определенное на то время дня. В настоящем своем виде богослужение часов состоит из восьми небольших служб: четырех часов и такого же числа междочасий. Устройство всех этих служб одинаково. Три псалма, несколько кратких песней и одна, или две молитвы – вот все, из чего они слагаются.    

Богослужение по составу, очевидно, самое простое и менее сложное, чем другие суточные церковные службы. Но, по своему содержанию, и духу, оно столько же прилично своему  времени, сколько богослужение вечернее прилично вечеру, полунощное – полуночи, утреннее – утру и в сложности не менее их разнообразно и назидательно. “Богослужение часов постоянно внушает нам те великие дела Божии в мире вообще, те важнейшие события в мире христианском, и определяет наконец те чувства и потребности в которых нуждается христианин в продолжении суток. Поэтому, как важно для нас то, чтобы сообщить своей жизни подлинный  образ жизни истинно христианской: так именно важно близкое знакомство с тем богослужением, в котором сама Церковь начертывает нам этот образ”.[1]  Важность такого взгляда возвышается еще более, когда мы обратим внимание на главный предмет богослужения часов, который составляют события великого и страшного дня страданий и смерти нашего Искупителя. В этом случае ежедневное совершение часов есть для христианина ежедневная живая история таинства искупления, и потому часы ближе всех других суточных служб приготовляют нас к божественной Литургии и вводят в дух этого высочайшего богослужения.

Рассмотрим теперь подробно состав и порядок этих служб и покажем их место и значение в суточном круге богослужения Православной Церкви.

Богослужение часов в своем составе простó и не многосложно. Но при своей простоте оно удовлетворяет все потребности богослужения, по своей назидательности и благоприличности.

Все богослужения часов ныне, как и в древности, как уже было сказано выше, состоят из восьми служб: четырех часов и четырех междочасий. По внешнему устройству все эти службы совершенно сходны между собою,  но содержанием и духом значительно различаются. Представим сначала общий порядок отправления часов, а потом разберем их частное содержание.

Обыкновенный ход богослужения часов следующий:

  1. Начало его составляют: а) благословение священническое; б) общие начинательные славословия: Царю Небесный… Трисвятое по Отче наш… Господи помилуй (12 раз). Приидите поклонимся (трижды). Впрочем, это в том только случае, если часом начинается богослужение (на третьем часе на Литургии и на девятом на вечерне); в противном случае его соединяет с предыдущею службою лишь одно: Приидите поклонимся (в часах первом и шестом).
  2. Первый отдел богослужения – псалмы, это самый существенный отдел. Псалмов обыкновенно три в каждой службе часа, они читаются непрерывно один за другим.
  3. Второй отдел – краткие песнопения. Этот отдел связуется с предыдущим посредством кратких славословий. За ними следует: а) тропарь дню или святому; б) Богородичен (приличный часу); в) один или два стиха выбранных из псалмов; г) кондак дневному святому. В междочасиях этот отдел несколько короче и ограничивается лишь тремя постоянным тропарями.
  4. Третий отдел – молитвы: а) молитва: “Иже на всякое время”, предваряемая сорокакратным молением Господи помилуй; б) краткие славословия: “Боже ущедри ны”; в) заключительная молитва часа. В междочасиях нет первой из тех молитв, зато прибавляется молитва Ефрема Сирина: “Господи и Владыко живота моего” с тремя поклонами.
  5. Отпуст обыкновенный, впрочем в том только случае, если часом кончается богослужение, иначе за окончательною его молитвою следует непосредственно следующая служба.

Теперь обратимся к частному содержанию богослужебных часов. Часы составляют дневную часть христианского богослужения; потому в них Церковь собрала все, что может назидать ее чад в течении целого дня. В них она старается то представить нам великие дела Божия в мире вообще, то напомнить важнейшие события в христианском мире, то определить наши чувства и духовные потребности, так необходимые нам в течении всего дня и всей нашей жизни.

СЛУЖБА ПЕРВОГО ЧАСА

 

Первый час,[2] отправляется обыкновенно всегда за утреннею, и по уставу должен совершаться в начале дня. “Утро – самое удобное и приличное время для молитвы. В эту пору наша душа бывает особенно свежа, свободна от праха земных помышлений и способна к высоким и святым помыслам, к молитве. И чем же лучше начать новый день нашей жизни, как не молитвою к Господу, по благости своей давшему его нам”.[3] Поэтому и звучат в начале первого часа слова нашей молитвы: “исполнихомся утром милости Твоея Господи”, чувствование благодеяний Божиих естественно наполняет нашу душу радостью и весельем: “и возрадовахомся и возвеселихомся” (Пс. 89, 14). Веселье и радость невольно побуждают наши сердца и уста на прославление имени Божиего, на славословие бесконечных совершенств Божиих: “Благо есть исповедатися Господеви и пети Имени Твоему Вышней, возвещати за утро милость Твою и истину Твою…” (Пс. 91, 12). И действительно, почти вся служба первого часа есть величественная песнь Имени Божию, великому и славному. В псалмах и молитвах службы первого часа заключается обращение в самое раннее утро к Господу о том, чтобы Он “руководил всех своею правдою и охранял идущих путем правды от тех, которые идут путем лжи (Пс. 5). Напоминается о том, что быстро, неуловимо и незаметно мчится наша жизнь. С каждым днем к закату приближается наша жизнь и поэтому, с чрезвычайным благоразумением и осторожностью нужно пользоваться своим временем (Пс. 89, 1-13). Поэтому человек призывается идти тем жизненным путём правды, которым шел пророк Давид и которым должен идти всякий христианин (Пс. 100). В заключительной молитве мы просим Бога устами священника, чтобы Он Сам “Свет истинный просвещающий всякого человека, грядущего в мир, знаменовал и на нас свет Лица Своего” и направил в течении наступающего дня “стопы наша к деланию заповедей Своих, да не обладает нами всякое беззаконие”.[4] Псалмы службы первого часа живо изображают следующее.

Во-первых; вечность и неизменяемость Творца, и вместе краткость и непостоянство нашей жизни. “Прежде даже горам не быть и создатися земли, и вселенней, и от века и до века Ты еси… Тысяча лет пред очима Твоими Господи, яко день вчерашний, иже мимо иде, и стража нощная. Лета же наши – ничто, подобны траве, которая зеленеет утром, а на вечер вянет и изсыхает… Дни же лет наших, в них же семьдесят лет; аще же в силах восемьдесят лет и одолевает их – труд и болезнь, да и те мы проводим в суетных делах, трудах и постоянных скорбях, подобно как паук усиленно трудиться сплетая сети свои, но ведь его сети есть самое хрупкое творение, которое разрушается при малейшем воздействии на него силы (Пс. 89).

Во-вторых; чудесные творения Божия в природе. “Господь воцарися, в лепоту облечеся, облечеся Господь в силу и препоясася, ибо утверди вселенную, яже не подвижется” (Пс. 92, 1). “Возвеселил мя еси Господи в творении Твоем, и в делех руку Твоею возрадуюся. Яко возвеличашася дела Твоя Господи, зело углубишася помышления Твоя. Муж безумен не познает, и не разумеет сих” (Пс. 91, 7).

В-третьих; столь же чудесные дела Божественного промышления о людях. “Внегда прозябоша грешницы, яко трава, и проникоша вси делающие беззаконие, яко да потребятся в век века (Пс. 91, 8). Случается, что грешники вдруг и нечаянно прозябают, и возрастают, как трава высокая; но это попускает Господь для того, чтобы вознаградив их за некоторые добрые дела, потом за нераскаянность и беззаконие наказать вечною смертию. В отношении же к праведникам Господь поступает совсем иначе: если они и бедствуют иногда в начале, зато в последствии процветают они и умножаются подобно кедру ливанскому (Пс. 91).

В-четвёртых; Премудрость и величие Господа являющиеся в судьбе каждого человека. Беззаконники не только не помышляли быть близкими к Богу, но страшились Его гнева ибо “Он ненавидит всех делающих беззаконие, истребляет глаголащих лжу, гнушается мужа кровей и льстива”. Напротив, благочестивый входит в дом Господень как в свой дом, покланяется в храме Божием с благоговением и “Господь наставляет его правдою Своею, исправляет пути его, благословляет праведника и оружием благоговения венчает его”.

В-пятых; показывают премудрость и величие Божие, открывающееся в судьбах целых народов. “Речные потоки веселят град Божий, святое селение  Всевышнего. Бог посреде его и не подвижится. Смятошася языцы, уклонишася царствия; даде глас свой Всевышний, подвижеся земля. Приидите и видите дела Божии, яже положи чудеса на земли. Отъемль брани до конец земли, муж сократит и сложит оружие свое, и щит сожет огнем” (Пс. 45, 5-11).

“Сколько назидательности в этих возвышенных описаниях совершенств Божиих! Сколько уроков на целый день может извлечь для себя из них внимательный христианин! Какие высокие побуждения может почерпнуть для того, чтобы непрестанно ходить пред Господом со страхом, благоговейно, и вместе во всех обстоятельствах жизни на Него одного возлагать твердую надежду и упование, – в счастии благодарить Его благодеющую Руку, в несчастии покоряться и не роптать, а больше надеяться!”[5]

Причем это уроки, которые нужно еще извлечь, и которые так возвышенны, что не всякий христианин способен воспользоваться ими как следует. Для большей наглядности Церковь представляет нам здесь же полный образ истинно-добродетельного мужа, которому христианин должен подражать в делах, словах, чувствованиях, в обращении с другими. Этот муж, ходящий в незлобии сердца в доме своем, не предлагающий пред глазами своими вещь законопреступную, муж, для которого ненавистны все творящие беззакония, далеко сердце строптивое, и у которого нет трапезы для клеветника который в тайне клевещет на искреннего своего, муж, обращающий очи свои только на верные земли, и которому служат только ходящие по пути непорочном.

Но как сделаться подобным такому мужу? Без помощи Божией это невозможно! Церковь, далее, обращает нас с молитвою к самому Господу и мы просим направить наша стопы по словеси Своему, да не обладает нами всякое беззаконие, чтобы Он избавил нас от человеческой клеветы, чтобы нам, со спокойным духом, сохранить Его заповеди, чтобы Он просветил на нас Свое Лице и научил разумению Своего святого закона.

Наконец, дневной свет обращает наши очи и ум к другому Солнцу Правды – Господу Спасителю нашему. Как свет солнечный необходим для внешней природы, так необходим для наших душ духовный свет. Как без солнечного света нет и не может быть никакой жизни в природе, так и без Божия Света нет и не может быть никакой жизни в духовном царстве, нет и не может быть никаких плодов в нашей душе. К этому то невечернему Свету мы обращаемся в конце службы первого часа. “Христе Свете истинный, просвещающий о освящающий всякого человека, грядущего в мир! Да знаменуется на нас Свет Лица Твоего, да в нем узрим свет непреступный; и исправи стопы наша к деланию заповедей Твоих…”.[6] “О Ты! Который посылает свет и идет, возжигает солнце для праведных и неправедных; зиждет утро и просвещает всю вселенную, Боже вечный, безначальный, милости Источниче, благости пучино и человеколюбия неизгладимая бездна! Возсияй в сердцах наших умное Солнце Правды, исполни Твоего весели наши души, научи нас, благопоспеши нам делать дела полезные и Тебе благоугодные”.[7] Напутствованный такими молитвами христианин исходит на дело свое, и на делание свое до вечера.

Итак, внушая важность молитв в начале дня, Православная Церковь в богослужении первого часа в то же время внушает нам благодарить Бога за дневной свет как за новое благодеяние и вместе просить у Господа света духовного, особенно на настоящий день. К службе первого часа Святая Церковь приурочила еще воспоминания о страждущем Спасителе: “в совершении первого часа благоговейно да размышляем: како Спаситель наш в первый час дня веден бысть в претор от Каиафы к Пилату… (Ин. 18, 28-31), и как там Судия всего мира от беззаконных архиереев оклеветан и от неправильного судии осужден быть”.[8]

Проходит некоторое время и человек осознает всю немощь собственных сил, всю свою слабость на пути благочестивой жизни. “Многократно его верность Закону Божию подвергалась искушениям и колебалась, его желание быть преданным в своей жизни одному Богу охлаждалось. Не раз в продолжении двух-трех часов его увлекали попечения житейские, мешая думать о спасении души. Не раз страсти обращали его к помыслам нечестивым, к занятиям плотским. Вникая в себя он видит в глубине души постоянно гнездящееся зло, живущий в нем грех. Беспристрастно обсуждая свои помыслы, действия и самые сокровенные движения сердца, он видит везде примесь зла и греха. И чем он внимательнее и беспристрастнее к себе, тем яснее видит язву в своей душе, чувствует свою немощь, и сознает, что её нужно уврачевать. Церковь удовлетворяет эту потребности благочестивой души в службе третьего часа”.[9]

СЛУЖБА ТРЕТЬЕГО ЧАСА

 

Богослужение третьего часа посвящено, по преимуществу, воспоминанию тех страшных событий Новозаветной истории, которыми были ознаменованы последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. Так, “служба третьего часа приводит на мысль Его вольные страдания за нас от времени осуждения, до исшествия Его на Голгофу (Мф. 27, 27-32). Соответственно этому, и в избранных Церковью для службы третьего часа месианских псалмах (16 и 24) выражается молитвенное состояние Господа, окруженного неистовыми врагами”.[10] Отсюда, первый псалом третьего часа изображает навет и злобу Иудеев на Искупителя, Его неповинное страдание и молитвенный вопль Страждущего. “Услышы Господи правду мою, – взывает невинно оклеветанный на осуждение смерти праведник, – вонми молению моему, внуши молитву мою не во устах льстивых. Искусил еси сердце мое, посетил еси нощию, искусил мя еси и не обретися во мне неправда… Твоего суда хочу я, Боже, потому, что Ты один можешь знать и знаешь невинность мою. Сохрани мя Господи яко зеницу ока, в крове крылу Твоею покроеши мя; – покрый меня Божественною Твоею помощию от нечестивых, преследующих меня. Врази моя душу мою одержаша, – теснят меня; путь свой затвориша, нет в них сострадания, хотя и видят бедственное мое состояние; уста их глаголят гордыню, – не только не милуют, но еще и с гордостию ругают меня. Изгонящие мя ныне обыдоша мя, очи свои возложиша уклонити на землю, – те, которые прежде гнали меня из своего сообщества, теперь опять окружили меня с тем, чтобы озлобить. Окружили меня яко лев готов на лов… Воскресни Господи – не отлагай более помощи Твоей, предвари тех, которые, как лев ищут погубить меня, изгони их; и избави душу мою от нечестиваго, оружие твое от враг руки твоея”. (Пс. 16)

“Дальнейшие псалмы службы третьяго часа проникнуты глубоким чувством духовной немощи, сознанием всецелой греховности и нечистоты и молитвенным зовом к Господу, чтобы Он уврачевал греховные язвы”.[11] ” К Тебе Господи воздвигох душу мою, изъязвленную страстьми и к земле пригвожденную, Боже мой, на Тя уповах, да не постыжуся вовек, ниже да не посмиют ми ся враги мои”. “Пути Твоя Господи скажи ми и стезями Твоими научи мя. Очисти грех мой, мног бо есть. Призри на мя и помилуй мя; виждь смирение мое, и труд мой”, – как будто напрасно я противлюсь искушениям, – “я возстаю и опять падаю; помилуй мя Боже, по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих, очисти беззаконие мое”. (Пс. 24; 50).

МЕЖДОЧАСИЕ ТРЕТЬЕГО ЧАСА

 

Псалмы междочасия третьего часа то изображают блаженство получивших отпущение от Господа грехов, то славят Господа избавляющего от них. “Блаженни, их же оставишася беззакония и их же прикрышася грехи. Я сказал: исповедую пред Тобою всё беззаконие мое Господи – и Ты простил нечестие сердца моего”… (Пс. 31. 2-5). Вознесу Тя Господи, яко подъял мя еси, и не возвеселил еси врагов моих о мне; воззвах к Тебе и услышал мя еси” (Пс. 29.1).

Где же источник очищения от грехов? Единственный источник – благодать Святого Духа. Церковь часто нас обращает с молитвою к Нему. Такое обращение есть в покаянном псалме. “Окропи мя иссопом и очищуся, омыеши мя и паче снега убелюся… Не отвези мене от лица твоего и Духом владычним утверди мя” (Пс. 50.9.13).

“Не дерзая, впрочем, еще сами непосредственно просить Господа, мы молим Его управить живот наш и спасти души наша, ради молитв Пресвятой Богородицы и святых Апостолов, Мучеников и отец наших”.[12]

Но можно ли быть уверенным в том, что просимое нами у Господа в молитвах действительно нужно и полезно нам. В одной из молитв службы междочасия Церковь заставляет нас просить Бога наперед научить нас, “како подобает и о них же потреба есть молитися”,[13] указать нам путь, в онь же пойдем и Дух прав обновить в нас, чтобы под Его непосредственным наставлением и руководством, научиться нам, непрельщаясь ничем земным, юдольным, стяжать только духовные сокровища. Наконец, полагаясь во всем, даже в выборе молитвы, на одного Бога, мы обращаемся к Пресвятой Троице; моля Триипостасного Господа спасти нас недостойных рабов, какими сам Он ведает судьбами.

Мир внутренний не делает, впрочем, христианина совершенно спокойным. “По той мере, как он очищается и умиротворяется духовно, против него восстает брань из вне, со стороны духов темных, – врагов рода человеческого. Скорби этой брани неизбежны для христианина в земной жизни: более или менее заметно, в том, или другом виде ее испытывает каждый. Для того, чтобы совратить нас с пути спасения на путь погибели, исконный враг употребляет все возможные средства; наши бедность и богатство, знатность и ничтожество, наш ум , наших близких и врагов, все, что только имеет к нам какое –либо отношение, – все то он обращает в орудие нашего соблазна и очень часто с успехом”.[14] Поэтому каждый христианин должен во всякое время представлять себя находящимся как бы среди сетей, искусно раскинутых и скрытых, в которых если не в одном, то в другом месте очень легко запутаться и погибнуть. Но к полдню искушения со стороны духов злобы особенно увеличиваются. “Полдень, – такое время, когда человек, после продолжительных трудов и занятий более или менее непременно ослабевает и телом и духом. В таком состоянии он более чем в какое либо другое время открыт для постороннего влияния и потому-то, по свидетельству людей, опытных в духовной жизни, духи темные особенно полуденное время избирают для того, чтобы искушать неосторожных”.[15] Итак христианину при бдительности надо еще и быть крепким, чтобы противостоять искушениям диавола и его слугам. Где же он может почерпнуть эту крепость, как не в молитве к Господу? Он один Помошник сильный и верный в опасностях видимых и не видимых, ожидаемых и неожиданных. К Нему то и обращает нас святая Церковь в службе шестого часа с молитвою о помощи и с твердым упованием, что Он оградит нас всесильною Своею Десницею от всех возможных опасностей.

СЛУЖБА ШЕСТОГО ЧАСА

 

Отсюда, первый псалом службы шестого часа это молитвенный глас к Богу о помощи человека, невинно преследуемого врагами. “Боже, во Имя Твое спаси мя, и в силе Твоей суди ми. Боже услышь молитву мою, внуши глаголы уст моих. Яко чуждии восстала на мя, и крепции взыскала душу мою, и не предложиша Бога пред собою”. (Пс. 53. 1-3). Другой псалом очень выразительно изображает, с какою попечительною заботливостию Господь ограждает и сохраняет тех, которые всю свою надежду возлагают на Него одного, на Его Всемощную Десницу. “Живый в помощи Вышняго – полагающий всю свою надежду на Всевышняго, сделает то, что Сам Бог будет как бы Его кровом, в крове Бога Небесного водворится. Речет Господеви: заступник мой еси Ты, и прибежище мое, и Господь избавит его от сети ловчи и от словеси мятежна, плещима своима осенит его, – оградит оружием истины, и не убоится он от страха нощнаго, от стрелы летящия в одни, от вещи во тьме приходящия, от сряща и беса полуденнаго. Господь пошлет ангелов своих сохранить его на всех путях его. На руках они возьмут его, да не когда преткнет о камень ногу свою. (Пс. 90. 11-12)

Впрочем, “главным предметом службы шестого часа является то страшное и священное время, последних дней земной жизни Иисуса Христа, когда Пилат предал Господа нашего иудеям, “да распнется” (Ин. 19.16), и когда “изыде Иисус, нося крест Свой, на место глаголемое лобное, идеже пропяша Его”.(Ин. 19.17-19)[16] К этим событиям приспособлены и псалмы этой службы, в которых указывается та ненависть и та злоба с которой иудеи искали и смотрели на Господа нашего Иисуса Христа. “Беззаконие, – говорит устами Псалмопевца как бы Сам божественный Страдалец, – видел я во граде и прерикания. День и нощь обходит оно по стенам этого града, и труд посреде его и неправда. И не оскуде от стогн его лихва и лесть, лукавство в жилищах их, посреде их. Это люди, не имеющие в себе ни мало страха Божия, осквернивше завет Божий, мужи кровей и льсти” (Пс. 54, 10-15), “зубы которых – оружие и стрелы, и язык – меч острый” (Пс. 56, 5). “Всякий день извращают мои слова, все помышление их о мне – на зло, они не переставали искать способов погубить меня. К какому же способу они прибегли наконец? Собираются, притаиваются, наблюдают за моими пятами, чтобы уловить душу мою. Как друзья и искреннии они обходились со мною, между тем скрыв свои замыслы, в тайне устрояли против меня козни, надзирая за мною, как бы уловить меня” (Пс. 55, 6-8). С нами соединился на зло и один из приближенных Господа и устами псалмопевца Господь уже жалуется на своего ученика – предателя. “Аще бы враг (явный) поносил ми, великодушно стерпел бы я; потому что это свойственно таким людям; и аще ненавидяй мя на мя велеречивал, я может быть укрылся бы от него. Но можно ли было укрыться от того, который казался человеком добродушным, другом моим, имеющим со мною одно сердце и одну душу, знаемым моим, который наслаждался со мною брашен, – человеком, с которым единомысленно ходил я в самом доме Божием. Мог ли я укрыться от человека этого? (Пс. 56, 9-12). И вот они вместе замышляют против меня зло: “сеть уготована ногам моим и слякоша душу мою, ископаша пред лицем моим яму” (Пс. 56, 7). Сердце мое смятся во мне и боязнь смерти нападе на мя. Страх и трепет прииде на мя и покры мя тьма (Пс. 54. 5-7). Страшное наказание Божие ожидало иудеев за Богоубийство и его предсказывает Сам Праведник. ” Аз к Богу воззвах и Господь услыша мя. Услышит Бог и смирит я сый прежде век. Простре руку свою на воздаяния ” (Пс. 54. 17-21). “Даде в поношение поносящия мя…” (Пс. 56. 3-4). ” Прииде смерть на них, но смерть нечаяная, быстрая, лютая, так что они сойдут во ад живыми” (Пс. 54. 16).

“Но, для нас спасаемых Крест Христов есть сила Божия: им уничтожен грех, попрано владычество диавола и приображено наше спасение”.[17] Поэтому, вознося благодарение Богу и Господу сил, по бесприкладному своему милосредию, пославшему для спасения нашего Самого Единородного Сына, молим Его (в конце службы шестого часа) в то же время избавить нас от всякого всегубительного и мрачного прегрешения и всех озлобити нас ищущих видимых и невидимых враг, пригвоздить страху своему плоти наша, и не уклонить сердец наших в словеса, или помышления лукавствия, но любовию к Себе привлечь души наши так, чтобы мы только на Него Одного постоянно взирали и к Нему Одному воссылали непристанное исповедание и благодарение с Единородным Его Сыном и Святым Благим и Животворящим Его Духом.[18]

Так целый день христианин в сетовании и скорбях. То смущала его нечистота внутренняя, ненавистная Святому Святых Господу, то враг спасения ставил ему препятствия на пути спасения и благочестивой жизни. Вспомоществуемый Благодатию Божию нередко превозмогал он над греховным законом , выдерживал борьбу с диаволом и его клевретами, замечал сети и обходил их, но потом опять сознавал всю свою слабость, претыкаясь о камень соблазнов. Часто воздвигала его Сила Божия из бездны падения и он, на время укреплялся на правом пути, потом опять падал и еще глубже прежняго. Сколько скорбей, отчаяния и слез? И это целый день, каждый новый день, постоянно в течении всей жизни на этой земле, где мы в гостях. Поэтому христианин, как усталый путник, усматривающий наконец цель своего трудного странствования, ждет подкрепление своему духу. Ум и сердце его невольно устремляются в те блаженные небесные обители, где нет ни болезни ни печали, безконечная блаженная жизнь.

[1] Петров Л.Л. Учение о богослужении православной Церкви. СПб., 1872, с. 26.

[2] С каждым часом, мы будем соединять в разборе содержания и его междочасие; потому, что в этом отношении они сходны между собой.

[3] Недешев Ив. Объяснение богослужения Православной Церкви. СПб., 1868, с. 117.

[4] Служба первого часа. Часослов. М., 2002, с. 79.

[5] Недешев Ив. Объяснение богослужения православной Церкви. СПб., 1868, с. 121.

[6] Молитва первого часа. Часослов. М., 2002, с. 83.

[7] Молитва междочасия. Следованная псалтырь. М., 1993, с. 139.

[8] Известие учительное. Служебник. М., 2000

[9] Красноцветов С.И. О богослужении Православной Церкви. СПб., 1862, с. 53.

[10] Антонов В. Объяснение Божественной Литургии. К.П.Л. 1886, с. 12.

[11] Антонов В. Обьяснения Божественной Литургии. К.П.Л. 1886. с. 13-14.

[12] Антонов В. Объяснения Божественной Литургии. К,П,Л, 1886. с. 14.

[13] Служба междочасия третьего часа. // Следованная псалтырь. ч. II. М., 1993. с.150.

[14] Красноцветов С.И. О богослужении Православной Церкви. СПб., 1862, с. 55.

[15] Свирелин А. Изъяснение богослужения Православной Церкви. М., 1885. с. 19.

[16] Свирелин А. Изъяснение богослужения Православной Церкви. М., 1885. с. 21.

[17] Свирелин А. Изъяснение богослужения Православной Церкви. М., 1885, с. 22.

[18] Молитва шестого часа. Часослов. М., 2002, с. 107-108

прот. Рустік Капауз (ректор ВДС, кандидат богослов’я)

 

Переглядів: 118